Вайбхава-виласа (ваибхава-виласа) - распространения божественного величия в лилах, обликом подобные Своему источнику, но обладающие некоторыми индивидуальными особенностями, например, двадцать четыре распространения Шри Нараяны на Вайкунтхах, Которые в различном порядке в Своих четырех руках раковину, диск, палицу и цветок лотоса.
Вайбхава-пракаша (ваибхава-пракаша) - распространения Господа, являющие Его божественное могущество, например, многочисленные образы Шри Кришны в Двараке.
Вайвасвата Ману - седьмой Ману, в эпоху которого мы живем.
Вайдхи-бхакти (ваидхи-бхакти) - часть садханы, осуществляемая по правилам и предписаниям шастр.
Вайкунтха - буквально, "место, где нет тревог”; царство Бога.
Вайкунтха-локи - бесчисленные планеты духовного мира, на которых обитает Господь Нараяна со Своими преданными.
Вайрагья (ваирагйа) - "бесстрастие"; отрешенность или безразличие к этому миру; отказ от материальных наслаждений для достижения отрешенности от объектов чувств.
Вайшнав - тот, кто понимает положение Бхагавана и занят в любовном преданном служении Ему. Преданный Верховного Господа Вишну или Кришны.
Вайшнава-абхаса (вайшнава-прая) - тень вайшнава, почти вайшнав - каништха-адикари.
Вайшнава-апарадха - оскорбление того, кто посвятил свою жизнь служению Всевышнему Господу Шри Кришне (вайшнава). Очень тяжелое оскорбление, которое называют хати-матой (бешенным слоном): подобно бешенному слону, который может легко вырвать с корнем и растоптать саженец, оскорбление вайшнава уничтожает бхакти-лату, росток преданности в сердце человека.
Вайшнава-нинда - оскорбление вайшнава путем отыскания в нем недостатков и критики.
Вайшнавизм (ваишнава-дхарма) - вечная религия и культура служения Господу Вишну или Кришне, т.е. преданное любовное служение Господу.
Вайшьи (ед.ч. ваишйа) - сословие земледельцев и торговцев; третий уклад ведического общества. См. варнашрама.
Вальмики - мудрец, автор "Рамаяны".
Вамана - нисшествие Господа в образе карлика-брахмана, имевшее целью лишить власти царя асуров Бали. История Ваманадевы излагается в Восьмой песни "Шримад-Бхагаватам".
Вамья-бхави (вамйа-бхави) - группа "либеральных" гопи, держащихся свободно, в пышности и богатстве. Во главе вамья-бхави стоит Шримати Радхарани.
Вана-мала - гирлянда из лесных цветов.
Ванамали - одно из имен Кришны, означающее "Кришна, Который носит гирлянду из лесных цветов".
Ванапрастха - удаление от дел - третий из четырех укладов (стадий жизни) варнашрамы, следующий за этапом семейной жизни (грихастхой); человек в вышеуказанном ашраме.
Вандана - приветствие, прославление.
Варана-даша - стадия практики преданного служения, на которых садхака принимает принципы, учение и путь преданности.
Вараха - воплощение Верховного Господа Вишну в образе вепря, поднявшего Землю со дна океана Гарбходака и убившего демона Хираньякшу (см. Третью песнь "Шримад Бхагаватам").
"Вараха-Пурана" - одна из шести саттвических Пуран.
Варна - сословие в ведической системе деления общества. Принадлежность человека к ней определяется родом его деятельности и влиянием на него гун природы. См. также брахман, кшатрий, вайшья, шудра.
Варна-вьявадхана (варна-вйавадхана) - разделение слогов святого имени, как в слове на языке урду "хатхикари".
Варна-дхарма - см. Варнашрама-дхарма.
Варна-санкара - смешение сословий.
Варнашрама-дхарма - ведическая общественно-религиозная система деления общества на четыре сословия (варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) и четыре стадии духовного развития (ашрамы: брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси).
Варуна - божество, управляющее водной стихией.
Васантха - испытываемое преданным духовное чувство присутствия на Голоке Вриндаване.
Вастава-дхарма - духовные принципы, относящиеся к высочайшей реальности.
Васудева - Господь Кришна как сын Васудевы, Шри Кришна в Матхуре и Двараке; первый образ Бхагавана в Его четвертичном распространении (чатур-вьюхе).
Васудева - отец Шри Кришны.
Ватсалья-раса (ватсалйа-раса) - одна из пяти первичных рас, отношение преданного к Кришне как к своему сыну.
Ваю (Вайу) - ветер; божество, управляющее стихией воздуха.
Ваяса (вайаса) - испытываемое преданным в его духовном теле на Голоке Вриндаване духовное ощущение возраста.
Веда - буквально, "знание"; священное писание.
Веды - изначальные священные писания, поведанные Самим Господом Кришной.
Веда-вада-раты - те, кто дает собственные толкования Ведам, не понимая их истинной сути - преданности Всевышнему Господу.
Веданги - буквально "части Вед"; шесть священных наук, дополняющих Веды: 1)шикша - фонетика; 2)чхандас - метрика; 3)вьякарана - грамматика; 4)нирукта - этимология; 5)джьотиша - астрология; 6)калпа - процедурный канон.
Веданта ("Веданта-сутра”) - "венец Вед”; совершенные ведические философские заключения, представленные в Упанишадах, и в последовательной и сжатой форме изложенные великим мудрецом Шрилой Вьясадевой в "Веданта-сутре".
"Веданта-сутра” или "Брахма-сутры” - трактат Шрилы Вьясадевы, в котором в предельно сжатой форме (в виде сутр) изложена философия Вед.
Ведантисты - изучающие веданту, или ее знатоки. Часто данным словом называют майявади, толкующих "Веданта-сутру" в духе философии монизма.
Веды - четыре изначальных богооткровенных Писания: "Риг"-, "Яджур"-, "Сама"- и "Атхарва-веда"; в более широком смысле все священные писания ведической традиции.
Ведическое общество - общество, живущее по законам Вед.
Вена - демоничный сын царя Анги, отец Притху Махараджа.
Венкатешвара - знаменитое Божество Господа Вишну, Которому поклоняются в южноиндийском городе Тирупати.
Веша - духовное ощущение одеяния преданного в его вечном духовном теле на Голоке Вриндаване.
Вибхава - то, что возбуждает чувство, причина или основание вкушения духовной расы.
Вибхиннамша - отделенные распространения Господа (Парашурама, Будда, Притху и т.д.); джива-таттва.
Вибхишана - благочестивый брат демона Раваны, преданный Господа Рамачандры.
Вибху - Бхагаван, обладатель множества энергий и достояний.
Вибхути - атрибуты Верховного Господа.1)высшая власть, величие; 2)распространение; 3)несметное богатство.
Вивека-шунья-према - означает любовь тех, кто не имеет способности различать.
Виграха - см. арча-виграха.
Вигьяна (вигйана)- наука; осознанное знание; сверхглубокое божественное восприятие, пришедшее к человеку благодаря практике преданного служения, противоположно "гьяне".
Видура - великий преданный Господа Кришны, сын Вьясадевы и дядя Пандавов.
Видхи - правила и предписания (см. ваидхи-бхакти).
Видья (видйа) - сварупа-шакти, т.е. внутренняя духовная энергия Кришны.
Видья (видйа) - знание.
Викарма - запрещенные богооткровенными писаниями действия; греховная деятельность.
Викшепа - склонность к беспокойству, например, переключение внимания на мирские разговоры во время джапы. Одно из препятствий на пути садхана-бхакти, преодолеваемое на ступени ништхи.
Виласа-виграха - частичное распространение Господа Кришны, например, Господь Нараяна.
Вимала-према - чистая любовь к Шри Кришне.
Вина - семиструнная индийская лютня. Музыкальный инструмент, на котором играет Нарада-муни.
Випра - ученый (брахман).
Випраламбха - настроение любви в разлуке, испытываемое в мадхурья-расе, которое, с первого взгляда, болезненно и печально, а в действительности, исполнено блаженства.
Випраламбха-сева - служение в настроении випраламбхи.
Вират-рупа, или вират-пуруша - концепция, согласно которой вся материальная вселенная представляет собой тело Господа; вселенская форма Бога.
Вираха - божественная разлука, сопровождающаяся: раздумьями, бессонницей, смятением, истощением, побледнением, бессвязной речью, потрясенностью, безумием, галлюцинациями и помертвением (обмороками, т.е. потерей сознания).
Вирочана - асур, демон, сын Прахлады Махараджа и отец Бали Махараджа.
Вирья (вирйа) - героизм.
Вишая (вишайа) - субъект; объект; то, что можно воспринять чувствами; то, что может быть познано с помощью шастр.
Вишая-виграха (премы) - Господь как объект премы; Господь как главенствующее Божество, Верховный Наслаждающийся, как Бог, Которому служат.
Вишая-виграха-Бхагаван (вишайа-виграха-Бхагаван) - Господь, как высшая цель познания и преданного служения.
Вишвакарма - зодчий богов.
Вишвамбхара - имя Махапрабху до принятия санньясы.
Вишвамитра - знаменитый мудрец древности.
Вишва-рупа - вселенская форма Господа.
Вишванатха Чакраварти Тхакур - один из ачарьев, духовных учителей Брахма-сампрадаи, живший в конце семнадцатого - начале восемнадцатого века, автор многих философских трудов, в которых своим особым образом глубоко раскрывает многие духовные предметы. Признается шастрическим распространением Шри Рупы-Санатаны.
Вишеша - единственный в своем роде, бесподобный, особенный.
Вишну (Вишну) - "Всепроникающий"; Верховный Господь: полное четырехрукое проявление Господа Кришны, пребывающее на Вайкунтхалоках, а также распространения Господа, которые отвечают за сотворение и поддержание материальных вселенных (пуруша-аватары). В материальной вселенной гуна-аватар Вишну управляет гуной благости.
Вишнудуты - посланники Господа Вишну, которые приходят, чтобы в момент смерти забрать преданных, достигших совершенства, в мир Вайкунтхи.
Вишнулока - духовное царство Господа Вишну; то же, что и Вайкунтха.
Вишну-мурти - одно из двадцати четырех основных распространений Господа Нараяны на Вайкунтхе.
Вишнуприя Деви (Вишнуприйа-деви) - вторая супруга Шри Чайтаньи Махапрабху до принятия Им санньясы.
"Вишну-пурана" - одна из восемнадцати основных Пуран, предназначенных для людей, находящихся под влиянием саттва-гуны. См. также Нараяна.
Вишну-таттва - категория Бога: этот термин приложим только к непосредственным распространениям Верховного Господа. Полное проявление Бхагавана.
Вишрамбха - любовная близость к Господу, лишенная чувства страха и благоговения.
Вишуддха-саттва - состояние чистой благости вне влияния материальной природы. Шрила Шридхар Махарадж дает следующее определение: Самооткровенная сила чит-шакти, посредством которой Господь и Его окружение являют Себя преданному. Вследствие того, что она не соприкасается с внешней (материальной) силой, она известна как вишуддха-саттва".
Враджа - см. Вриндаван
Враджа-баси-гьяна - чистые преданные, обитающие в святой Дхаме и совершающие любовное служение Божественной Чите Шри Шри Радхе-Говинде.
Враджабхуми - земля Враджи, где пять тысяч лет назад Кришна являл Свои лилы.
Враджа-парикары - вечные спутники Шри Кришны во Врадже.
Враджа-раса - вечные духовные взаимоотношения обитателей Вриндаваны.
Враджа-садхана - бхаджана в настроении обитателей Вриндаваны.
Враджендра-нандана - Кришна, сын царя Враджи Нанды Махараджа.
Врата - обет.
Вриндавана - буквально, "лес (вана) из деревьев Туласи (Вринда)" - место, где проходили духовные деревенские игры Кришны, когда 5000 лет назад он был на этой планете.
Вриндаван, Враджа - вечная обитель Господа Кришны, где Он в полной мере проявляет Свою всепривлекательность. Наивысшая обитель в духовном мире, превосходящая планеты Вайкунтхи. В материальном мире Вриндаван проявлен как Гокула в округе Матхура в Сев.Индии(Уттар-Прадеш), где пять тысяч лет назад Кришна явил Свои детские игры.
Вриндаван дас Тхакур - величайший преданный Шри Чайтаньи Махапрабху, автор "Шри Чайтанья Бхагаваты", одной из наиболее полных, знаменитых и авторитетных биографий Господа Гауранги. Считается Вьясадевой Чайтанья-лилы.
Вринда Деви – см. Туласи.
Вьябхичари (вйабхичари) - тридцать три чувства духовных переживаний, рождающихся из океана нектара стхайи-бхавы, проявленные гопи и Самим Кришной в Их играх.
Вьявадхан (вйавадхан) - преграда, перерыв, препятствие в процессе повторения Кришна-Нама, не позволяющее Ему стать нирантар, непрерывным; причина всех апарадх: 1)аньябхилаш; 2)карма - расчет заработать чувственное счастье религиозностью; 3)джнана - стремление к полному слиянию с Брахманом; 4) деха - удовлетворение плоти; 5)дравина - попытки заработать деньги нечестным путем; 6)джната - асат-санга; 7)лобха - языкоблудие; 8)пашандата - отношение к Шри Мурти как к камню, дереву и т.п., к Шри Гуру как к простому смертному и т.д.
Вьявадхана (вйавадхана) - нарушенная намабхаса, поскольку в ней содержится Святое Имя Господа, разделенное двумя другими слогами, например: ха-тхи-ка-ри.
Вьясадева (Вйасадева) - литературное воплощение Господа Кришны, великий мудрец, в нaчале Кали-юги записавший Веды, и составивший большинство Пуран, "Веданта-сутру” и "Махабхарату”.
Вьясасана (вйасасана) - особое сиденье, предназначенное для Шри Гуру.