• ГЛАВНАЯ
  • НАЧАЛА
  • ВСЕ НОВОСТИ
  • МЕСТНЫЕ НОВОСТИ
  • БИБЛИОТЕКА
  • СЛОВАРЬ
  • ТРАДИЦИЯ
  • ВОПРОСЫ
  • КОНТАКТЫ
  • perm.krishnaism.ru ВКОНТАКТЕПрисоединяйтесь!
    perm.krishnaism.ru НА FACEBOOKНажимайте "Нравится"!
    РЕКЛАМАрекомендуем
    reklama
    ПАНЧАНГАКалендарь
    reklama
    ПОДДЕРЖАТЬperm.krishnaism.ru
    Поддержать проект
    КРАСНАЯ КНОПКАне нажимать!
    Не нажимать!
    ПОПУЛЯРНЫЕ ПУБЛИКАЦИИСо всего сайта
    АВТОРИЗАЦИЯИспользуйте e-mail и пароль
    Храм Кришны » Словарь вайшнавских терминов - А
    Словарь вайшнавских терминов - А

    Глоссарий - словарь вайшнавских терминов
     
    А 

    ¦А¦Б¦В¦Г¦Д¦И¦К¦Л¦М¦Н¦ОϦЦѦҦӦզצئݦަߦ?¦

    Абхаса - отражение, подобие.
    Абхая (абхайа) - бесстрашный.
    Абхеда-вритти - прямое толкование Писаний.
    Абхидха-вритти - прямое толкование священных писаний.
    Абхидхея (абхидхейа) - одно из трех основополагающих понятий вайшнавской теологии, - значение, смысл; средства достижения конечной цели; преданное служение в стадии практики(садхана-бхакти).
    Абхинивеша - глубокая привязанность к материальному; страх смерти; подсознательные привычки, сохранившиеся с прошлых жизней.
    Абхишека - церемония омовения Божества, или другого священного предмета поклонения йогуртом, молоком и водой.
    Авадхута - святой высочайшего уровня,  личность, находящаяся выше общественных, социальных, и даже религиозных правил и условностей.
    Аватара - "тот, кто нисходит", нисхождение Бога или Его посланника в определенном образе с той или иной миссией.
    Авиакта - непроявленное состояние творения.
    Авидья (авидйа) - непонимание, невежество, отсутствие истинного видения своего положения как слуги Шри Кришны; иллюзорная энергия Бхагавана (майа).
    Авидья-шакти (авидйа-шакти) - Сила Господа, вводящая в неведение, то же, что и майа.
    Агни - божество огня; элемент огня.
    Агнихотра - ведический ритуал поклонения огню.
    Агьяната (агйаната) - невежество, незнание.
    Агьята-сукрити (аджната-сукрити) - благочестивые поступки, совершенные  неосознанно.
    Адбхута-аударья (адбхута-аударйа) - необычайное великодушие.
    Адбхута-ваданья (адбхута-ваданйа) - необычайная щедрость.
    Адбхута-карунья (адбхута-карунйа) - необычайное милосердие.
    Адвайта - "недвойственность": 1) качество Всевышнего Господа, означающее , что Он является единой, неделимой Истиной; хотя из Него исходит сияние бесконечного Брахмана и Он распространяет Себя в виде Своего частичного проявления Параматмы, Он остается неделимым; 2) философская система адвайта-веданты (майавади) провозглашает единство индивидуальной души и Брахмана.
    Адвайта Ачарья (Адвайта Ачарйа) - один из ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Входит в состав Панча-таттвы. Почитается гаудия-вайшнавами как Маха-Вишну.
    Аджа - имя Всевышнего Господа, означающее "нерожденный".
    Аджамила - брахман, ставший величайшим грешником из-за связи с проституткой и спасенный от посланников Ямараджа благодаря неосознанному произнесению Святого Имени Господа Нараяны. История Аджамилы описана в Шестой Песне "Шримад-Бхагаватам", и часто приводится гаудийа-вайшнавскими учителями как пример намабхасы.
    Аджнана - незнание, невежество.
    Ади-Гуру - Изначальный Гуру, Бхагаван; является изначальным Гуру всех духовных учителей в ученической преемственности.
    Ади-дева -- Шри Кришна, Изначальный Господь всех богов (см. "Шримад Бхагавад-гита", 4.11).
    Ади-Пуруша - Изначальный Наслаждающийся, Причина всех причин, изначальное высшее мужское начало, Шри Кришна.
    Ади-раса - изначальная, чистая, неоскверненная материей раса, существующая в духовном мире.
    Адхарма - неправедность, безрелигиозность, отклонение от закона дхармы.
    Адхидайвика-клеша - страдания от стихийных бедствий, которые вызываются богами. Этот, и два нижеследующих - это три вида страданий, испытываемых дживой в материальном мире.
    Адхибхаутика-клеша - страдания, причиняемые другими живыми существами; одно из трех видов страданий, испытываемых дживой в материальном мире.
    Адхирудха - супружеская любовь, которую являют гопи Враджа.
    Адхьятмика-клеша (адхйатмика-клеша) - страдания, причиняемые собственными умом и телом.
    Адхирудха - высочайшая степень божественной любви в разлуке, которую испытывал Махапрабху во время Своих заключительных лил в Джаганнатха Пури.
    Адхокшаджа - одно из Имен Господа, означающее "Тот, Кого невозможно постигнуть материальными чувствами"; запредельный, трансцендентный.
    Айшварья (аишварйа) - величие, могущество; внушающий чувство благоговения, трепета  и преклонения величественный аспект Господа, олицетворением которого является Шри Нараяна Вайкунтха-дхамы (в противоположность мадхурье); каждое из шести божественных величий, которыми обладает Шри Бхагаван.
    Акама - тот, у кого нет материальных желаний.
    Акарма, или наишкарма - действия, не создающие материальных последствий (кармы).
    Акрура - дядя Господа Кришны.
    Акхила-расамрита-мурттих - Шри Кришна, Личность и олицетворение всего многообразного блаженства расы; Первопричина, Основа и Жизнь всего.
    Акшая тритья (акшайа-тритйа) - начало Трета-юги и Чандана Ятры. В этот день был создан ячмень - один из необходимых элементов для жертвоприношений. 
    Амала-бхаджана - чистое служение Бхагавану.
    Амала-кришна-бхаджан - чистое преданное служение Шри Кришне.
    Аманина манадена - наставление, оставленное Шри Чайтаньей Махапрабху в Его "Шикшаштаке": "не требуй почестей для себя, но сам почитай каждого" ("Шикшаштака", 3).
    Амара - бессмертие.
    Амбариша Махараджа - великий царь и великий преданный Господа, который практиковал все девять форм преданного служения. История жизни Амбариши Махараджа рассказана в Девятой песни "Шримад-Бхагаватам”.
    Амнаях (амнайах) - ведическая традиция, передающаяся по цепи ученической преемственности.
    Амрита - "нектар бессмертия", полученный богами и демонами при пахтаньи Молочного океана.
    Амша - часть, или распространение Шри Кришны.
    Амша-аватара - частичная, неполная аватара.
    Ананда - блаженство, высшая божественная радость, аспект природы Верховного Господа. См. также сат-чит-ананда.
    Ананья-бхакти (ананйа-бхакти) - чистая бхакти, не смешанная ни с какими другими желаниями.
    Ананта - безграничный,бесконечный. 1) распространение Господа Баларамы в виде тысячеглавого змея, поддерживающего все миры и олицетворяющего Собою силу притяжения; 2) имя Господа Баларамы.
    Анартха - "бесполезное, нежелательное”; внутренние препятствия в сердце к обретению Парамартхи, высшего богатства. Берут начало в ложных представлениях о себе, Господе, о цели, пути, и препятствиях на пути. Анартхи приводят к: а)жажде временных материальных удовольствий, мистических сил и освобождения; б)апарадхам; в)к заболеваниям сердца: пустым привязанностям, лицемерию, насилию и т.п.
    Анартха- нивритти - четвертая стадия развития бхакти-латы:  избавление от анартх, их уничтожение. Объяснение этого можно найти в книге Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура "Мадхурья-кадамбини".
    Анатма - то, что не является душой; инертная материя.
    Анга - каждое из девяти составляющих преданного служения, таких как слушание и воспевание.
    Ангира - один из семи великих мудрецов, рожденных Брахмой.
    Аниманам - ничтожно малый.
    Анируддха - четвертое проявление Господа в Его четвертичном распространении на Вайкунтхе(см. Чатур-вьюха).
    Анна-прашана - ведическая церемония, на которой ребенку впервые предлагают блюда, приготовленные из злаков.
    Антаранга-шакти - вечная энергия Кришны (см."Шримад Бхагавад-гита", 7.5)
    Антарьями (антарйами) - аспект Всевышнего Господа. Находится только в сердце чистого Преданного - там же, где находится и Вриндаван.  Антарьями - это Сам Кришна, тогда как Параматма - лишь частичное Его  проявление.
    Анубхава - одна из составляющих расы. Внешние проявления духовных чувств преданного, такие как танец, пение, и т.п. Всего выделяется 13 анубхав.
    Анумана - индуктивное знание. Индукция - способ рассуждения от частотных фактов, положений к общим выводам; противоположность дедукции. Одна из трех основных праман.
    Анугатья - следовать по стопам, быть последователем, покорность, верность.
    Ану-чайтанья (ану-чаитанйа) - ограниченное сознание дживы.
    Апаварга - освобождение.
    Апапа-виддха - чистый и неоскверненный; тот, кого не может коснуться грех.
    Апара - не духовное; неподвижная, инертная материя; материальная природа.
    Апана-даша - стадия преданного служения, на которой преданный ощущает умиротворение в бхава-бхакти, первом раскрытии бутона божественной любви. Следует за шраддхой, шравана-дашей, варана-дашей и садхана-дашей.
    Апара-вичара - поверхностное суждение, относительная точка зрения.
    Апарадха - оскорбление. Есть 64 сева-апарадх, 10 нама-апарадх
    Апара-пракрити - низшая, внешняя энергия Господа, майа-шакти.
    Апратипатти - безразличие, или отсутствие вкуса ко всему духовному - например, отсутствие желания совершать служение.
    Апа-сампрадая (апа-сампрадайа) - религиозное течение, отклонившееся от подлинной вайшнавской сампрадаи.
    Апаурушея (апаурушейа) - "не-" или "сверхчеловеческое" - то, что поведано не материальной личностью; слова, сказанные Верховным Господом.
    Аравиндакша - имя Всевышнего Господа, означающее "лотосоокий".
    Арадхана - поклонение, служение; поклонение Шри Шри Радхе-Говинде в медитации гаятри мантрой; служение, которое воздает Шри Кришне Шримати Радхарани.
    Арадхйо Бхагаван - поклоняемый Бхагаван.
    Арати - церемония поклонения Господу, в ходе которой Ему предлагают пищу, светильник, веер, цветы и благовония. Центральный элемент храмового богослужения.
    Араньяки (аранйаки)- ведические писания, часть шрути (одного из двух главных разделов Вед). Предназначались для лесных отшельников (ванапрастха) и готовили человека к полному отречению от мира (санньяса).
    Арджуна - третий из братьев Пандавов, близкий друг Кришны, находящийся с Господом в сакхья-расе, которому на поле Курукшетра Кришна поведал "Бхагавад-гиту”.
    Ароха - восходящий процесс познания.
    Артха - "выгода", "польза", "богатство"; экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств (камы). Вторая из четырех из целей в системе варнашрамы.
    Арупа-лая (арупа-лайа) - уничтожение самого ума.
    Арчана - поклонение образу Господа в храме, одна из девяти форм преданного служения.
    Арчана-видхи - правила и предписания, которые необходимо соблюдать в процессе арчаны.
    Арча-виграха - форма Господа, Которой поклоняются в храме.
    Арчи - супруга Притху Махараджа, полное распространение Лакшми Деви (см. Четвертую песнь "Шримад-Бхагаватам").
    Арья (арйа) - "благородный"; человек ведической культуры, строящий свою жизнь на основе принципов Вед.
    Асакти - "привязанность"; непосредственная и глубокая привязанность к Господу и Его чистым преданным, шестая ступень развития растения бхакти (бхакта-латы), следующая за вкусом (ручи) и предшествующая появлению бхавы.
    Асамаурдха - Верховный Господь, Которого никто не может превзойти или сравниться с Ним по величию.
    Асана - поза, положение тела, третья ступень йоги - тренировка тела.
    Асмита - ложное мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции "я" и "мое".
    Асур (асура) - противоположность божественному человеку, демон, атеист: закоренелый материалист.
    Аскеза - добровольное принятие на себя трудностей, неудобств; или усилие, направленное на удовлетворение Господа или Его посланника, Шри Гуру.
    Атма - божественная сущность человека, буквальное значение - "я", но может относиться к телу, уму или душе.
    Атма-ниведана - предание себя Господу или Его представителю, одно из девяти главных направлений преданного служения.
    Атмарама - самодостаточные трансценденталисты, превзошедшие материальную природу.
    Атма-майа - внутренняя энергия Господа.
    Атманиведана - жертвенность, предание себя Богу.
    Атма-никшепа - полное самопредание; одно из слагающих шестисложной шаранагати. Предложить все без остатка: от тела со всем к нему относящимся, и вплоть до чистой души, Лотосным Стопам Шри Хари. Все корыстные устремления отвергаются, и каждое действие посвящается только Кришне.
    Атма-таттва - наука о природе души.
    Атма-ха - убийца души.
    Атьяхара  (атйахара) - накопление излишних богатств.
    Аудасинья (аудасинйа) - апатичное преданное служение, отсутствие твердой решимости в садхане.
    Аударья-Лила (аударйа-лила) - одна из  лил Господа Кришны, где Он являет Себя как Шри Чайтанья Махапрабху.
    Аулы - одно из тринадцати ложных учений, объявляющих себя последователями Господа Чайтаньи, но в действительности привязанных к материальным действиям.
    АУМ (ОМ) - изначальный звук; выраженный звуком символ Абсолюта, из которого произошла вся Вселенная; мантра.
    Ахайтуки-крипа - беспричинная милость Бхагавана или Его чистых преданных.
    Ахам мамети - восприятие себя  материальным телом, основанное на ложных концепциях "я" и "мое".
    Аханкара - "то, что создает "я""; "ложное эго", тонкоматериальный элемент, заставляющий порабощенное материей живое существо отождествлять себя со своим тонким и грубым материальным телом.
    Ахимса - непричинение вреда живому.
    Ахайтуки-крипа - беспричинная милость Господа или Его чистых преданных.
    Ахлада - скрытая в дживах духовная энергия блаженства.
    Ачала - неподвижный; гора (см. "Шримад Бхагавад-гита", 2.24).
    Ачаман - очистительный обряд, в ходе которого человек выпивает несколько капель воды, повторяя имена Господа.
    Ачарья (ачарйа) - тот, кто учит своим примером; истинный духовный учитель. Обычно титул "ачарья" дается особо возвышенным учителям.
    Ачарьябхеда (ачарйабхеда) - см. Панчавидха-бхеда.
    Ачарья-аватара - нисшествие ачарьи из духовного мира.
    Ачарья-лила - божественные деяния Шри Чайтаньи Махапрабху в роли ачарьи, когда Он приходит, чтобы раздавать прему всем живым существам. 
    Ачетана - лишенный сознания.
    Ачинтья (ачинтйа) - "непостижимое", выходящее за пределы рассудка и воспринимаемое только через откровение.
    Ачинтья-бхедабхеда-таттва (ачинтйа-бхедабхеда-таттва) - учение "непостижимого одновременного тождества и отличия” Господа, живых существ и Его энергий. Один из основополагающих принципов Учения Шри Чайтаньи Махапрабху, подробно разработанный Его учениками и последователями, прежде всего - Госвами Вриндавана.
    Ачит-джагат - лишенный сознания (чит) мир косной материи.
    Ачьюта (Ачйута) - "непогрешимый", "непоколебимый", одно из имен Господа (см. "Шримад Бхагавад-гита", 2.25).
    Аша - поклонение Шри Бхагавану в надежде исполнения материальных желаний. См. Поклонение.
    Аша-бандха - непоколебимая вера в благосклонность Господа.
    Ашрам (ашрама) - каждая из четырех ступеней, или укладов жизни в системе варнашрама (см. также брахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса); обитель, монастырь, община, где занимаются духовной практикой; жилище отшельника.
    Ашрая (ашрайа) - прибежище, опора; источник; субъект; личность, которая вмещает в себя те, или иные качества или вещи.
    Ашрая-виграха (ашрайа-виграха) - Шримати Радхарани, сокровищница духовной любви Господа. Дживе никогда не следует считать себя достойной уникального, положения ашрая-виграхи - одна мысль об этом приводит к падению. Чистое бытие дживы в духовном мире - это положение вечной служанки Шримати Радхарани. Так же - Господь как вместилище премы, как ее обладатель.
    Ашрая-виграха-ачарья (ашрайа-виграха-ачарйа) - Шри Гуру как проявление Шримати Радхарани в этом мире.
    Ашрая-таттва (ашрайа-татва) - вечный спутник Господа, божественное прибежище для обусловленных душ. Чтобы вступить в вечные игры Господа, джива должна обрести прибежище в преданном-рагануге в его особой расе.
    Ашта-калья-лила (ашта-калйа-лила) - восемь вечных игр Шри Шри Радхи-Кришны во Врадже, сменяющие друг друга каждые три часа - предмет медитации возвышенных преданных, практикующих смарану.
    Аштанга-йога - восьмиступенчатая йога, основы которой заложил Патанджали. Синоним мистической и медитационной йоги.
    Ашта-саттвика-бхава - восемь внешних признаков бхавы, духовного блаженства (оцепенение, испарина, поднятие волосков на теле, прерывание голоса, трепет, изменение цвета кожи, слезы, беспамятство).
    Ашта-сиддхи - восемь мистических совершенств, приходящих к человеку в процессе практики аштанга-йоги.
    Ашта-сакхи- восемь главных, любимых Шримати Радхарани гопи, глубоко преданных Ей и совершающих вечное любовное служение Шри Шри Радхе-Говинде: Лалита, Вишакха, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Рангадеви, Судеви, Читра.
    Ашта-сатвика-викара - восемь разновидностей экстатических симптомов, проявляемых чистыми преданными: скованность, испарина, "гусиная кожа", пресекающийся голос, дрожь, обморок, побледнение и плач.
    Аштоттара-шата (сто восемь) - титул духовного учителя (Шри Гурудева), указывающий на то, что он является шуддха-бхактой - чистым преданным Шри Бхагавана.
    Ашубха - неблагоприятный, вредный.
    Ашутоша - имя Господа Шивы, означающее "тот, кого легко удовлетворить".
    Аюрведа (Айур-веда) - Ведическая наука о здоровье. Изложена в одной из вспомогательных Вед того же названия.
     
     
     

    НА ГЛАВНУЮ

    НАВЕРХ